Dobry vecer или "Добрый вечер" по-чешски. Я рад вас приветствовать на ночной экскурсии по местам пражских привидений. Тихо Браге как-то сказал, что "готика и призраки - вещи нераздельные, как ночь и луна". И действительно, стоит ночным сумеркам опуститься на Прагу, как очертания готических дворцов и костелов начинают менятся. Еще несколько часов назад химеры собора Святого Вита хитро посматривали на вас со своей высоты, а теперь они готовы сорваться со своих постаментов. Наш поход мы начнем со старого католического кладбища, неподалеку от метро Flora. Надо сказать, что районы Праги - Praha 2 и Praha 3 сохранили свой неповторимый стиль. Здесь стоят домики годов эдак 1750-х, все сплошь покрытые красной черепицей. Но вернемся к кладбищу.
К сожалению, кладбище действующие и вам придется довольствоваться вечерней фотографией, когда еще светило солнце. Захоронени на этом кладбище ведутся с эпохи Карла lV и можно найти много интересных надгробий в стиле старой готики, средней и новой. Вон печальный ангел склонил голову над могилой знаменитых пражских князей, чуть дальше строгий рыцарь охраняет вход в склеп с давно стертыми надписями. А под кроной вековечного дуба стоит человек, чья голова прикрыта капюшоном - он прикрывает двери в другой мир. Это, пожалуй, самое старое надгробие в этой части кладбища. Двери в рай обращены на запад и когда солнце заходит, то через приоткрытую створку могилу освещает солнце. Неповторимая атмосфера спокойствия царит здесь. Но чем дальше вы идете по кладбищу, тем старше становятся могилы и все больше и больше трещин покрывают землю.
Вдали высятся староготические склепы. Молчаливые ангелы, с отбитыми крыльями, хранят покой давно забытых родов. Мох густо покрывает камень и печать забвения уже стоит здесь. Сухие листья начинают тихо шуршать, когда просыпается ветер и деревья скрипят старыми ветвями. Здесь покоится прах "Печальной леди". Легедны умалчивают ее имя, но каждый день эта печальная дама появляется в южной стороне кладбища и начинает медленно прогуливаться по дорожкам. Во время царившей в Праге чумы эта леди была монахиней и очень переживала, видя смерть горожан, принимая каждого, как своего родного. Говорят, что она всего лишь напоминает нам о том, что грех забывать ушедших. Приподнятые могильные плиты и покосившиеся от времени кресты создают ауру присутствия потусторонних сил. Это приведение безобидное - если вам посчастливится ее встретить, то она не причинит вам никакого вреда. Обычно она проходит по центральной аллее и скрывается в склепе Ольшанских. Кстати, в прошлом владетелей этой части города. Не знаю, может быть это был розыгрыш, но однажды, на ночной экскурсии по Праге нам открыли это кладбище, предупредив о "леди". Всего трое отважились пройтись по погосту - тьма сгустилась над крестами и лишь местатми луна освещали белый мрамор надгробий. Когда я прошел староготический "квартал", то увидел пару знакомых немцев, стоящих возле одной могилы. удивленно смотрящих в бок. Повернув голову, я увидел фигуру высокой женщины в темном плаще, прикрывшую голову капюшоном. Она медленно вышла из-под арки и пошла в сторону склепа Ольшанских. "Печальная леди" прошла в каких-то сорока шагах от нас, но ни у одного не поднялась рука, чтобы включить камеру или сфотографировать ее. Женщина молча прошла мимо нас, высоко подняв голову и дойдя до склепа, минуу помедлила и пропала во тьме.
Не знаю, может быть это был переодетый актер, но это только на бумаге выглядит неправдоподобно, но, поверьте, если вам доведется быть в этой городе чудес, то вы найдете много необъяснимого и в конце концов поверите в существование мира за гранью реальности. Но теперь пора идти в другую часть города. Я жду вас на Староместской площади.
Вот мы и на главной площади Праги. Прошу обратить внимание на Ратушу, со знаменитыми часами - символом золотого города. Всем вам хорошо знакомые Астрономические часы, Орлы, окутаны множеством легенд. Сделанные в 1410 году мастером Микулашем из Кадани, эти часы стали символом Праги на долгие века и остаются им по сей день. Каждый день, с 8.00 до 20.00 над нимми открываются маленькие окошечки, в которых по очереди появляются двенадцать апостолов. Ниже оживают еще четыре персонажа: смерть одной рукой переворачивает песочные часы, а другой трясет колокольчик, кивая в сторону турка, который качает головой; гордец смотрится в зеркало, а купец звенит кошельком с деньгами. Как только за последним апостолом закрываются окошки, на под крышей часов башни кричит петух, возвещая смерти о ее поражении.
Каждый час в нас просыпаются пороки и именно они представлены подвижными куклами на часах. но приходит миг и один раз в жизни в каждом человеке просыпаются добродетели. В нижней части часов стоят неподвижные фигуры - это и есть добродетели. Когда звезды сходятся на небе в магическом порядке, пороки замирают и вместо них на Староместских часах оживают добродетели. Последний раз эти фигуры двигались в 1823 году.
Теперь немного таинственности. Когда мастер Микулаш изготовил часы, равным им не было во всей Европе. По легенде, как водится, мастера попытались переманить в Ватикан, где он должен был изготовить такие же или еще лучше. Боясь, как бы мастер и в самом деле не создал часы, лучше пражских, Карл lV приказал ослепить мастера. Прошли годы, Микулаш состарился и предчувствуя скорую смерть попросил своего ученика помочь ему поднятся на Староместскую башню. Там он приказал оставить его одного со своими часами - что он с ними сделал неизвестно, но часы остановились до 1490 года. Выйдя на крышу ратуши, мастер проклял корля Карла и прыгнул вниз. Падая, он предрек часам каждый день, после захода солнца напоминать людям о его гибели.
Микулаш разбился насмерть, а часы считались сломанными, пока в 1490 году не были отремонтированы мастером Ганушем. Но он не смог понять гениальное творения Микулаша, заставив лишь пойти часы вновь. В день смерти создателя Орлов, солнце зашло после 8 часов вечера. Каждый день, как только пробивает 20.00 куклы замирают и ждут восхода солнца.
Но давайте пойдем дальше. В старину, в Праге не было нумерации домов и каждый хозяин вешал домовой знак.
Однажды, служанка хозяина дома решила спуститься в подвал, чтобы набрать студеной воды из колодца. Опустив ведро, она услашала звон падающих монет и нагнулась, чтобы рассмотреть. Потеряв равновесие, девушка упала на дно колодца и пролежала там около четырех дней, оглашая криками подвал. на четвертый день, жена хозяина, которой надоели душераздирабщие вопли из подвала решила спуститься вниз и посмотреть, в чем дело. Когда она обнаружила там служанку, то велела вытащить ее. Спасенная рассказала о золоте и хозяин приказа разобрать часть стенки колодца. Когда вытащили большой камень, взору изумленного хозяина предстал ларец с золотыми монетами, принадлежащими двору короля Рудольфа ll. "Видимо, этот клад оставили алхимики прежнего времени", - смекнул хозяин и приказал утопить несчастную служанку в колодце - чтобы не растрепала о кладе.
Прошло некоторое время и хозяин позабыл об убиенной служанке, но однажды ему пожаловался постоялец, что видел привидение девушки, которое бродит по дому. Вскоре все жильцы съехали из проклятого дома, а хозяин сошел с ума, запуганный призраком несчастной девушки, который и по сей день бродит по дому. Кстати, если у вас возникнет желание, то можете ночью зайти в дом - вдруг повезет, и вы увидете нечто.
Помимо привидения стенающей служанки, в 3 часа ночи рядом с домом начинают прогуливаться туманные силуэты мужчины и женщины. Это привидения хозяев дома, которых обезглавили грабители, искавшие золото алхмиков.
Далее мы отправимся в Пражский Град. Пройдя по Карловому Мосту, я хочу предложить вам посетить собор Святого Вита.
Привидения не любят святых и не селятся в церквях. Сейчас, когда здесь тихо и нет многоязычного гомона, готический костел гордо глядит на вас, и только на вас с высоты веков. Химеры на его башнях в свете луны оскаливаются и начинают следить за вами - хитрый трюк древних мастеров. двери собора открыты для вас, стоит только сделать шаг внутрь, что, поверьте сделать сложнее, чем когда ты идешь туда с огромной толпой. Сейчас ты один на один с вечностью. В свете прожекторов, подсвечивающих собор, живыми огнями вспыхивают витражи и отбрасывают на стены и пол свои тени. Алтарь становится кроваво-красным, а стоит пройти подальше, как ты оказываешься в потоке бело-желтого света. Иногда ветер врывается в храм и играет на трубах органа, а на тебя смотря лики апостолов и святых покровителей Чехии. Здесь, находясь рядом с триумфом готики, ты понимаешь, как мал человек перед богом, но и тебя создатель видит как на ладони.
Но нам пора уходить и двинутся в сторону Златой Улочки. По преданиям, здесь жили алхимики, варившие золото из свинца для короля Рудольфа ll. Днем эта улочка выглядит оживленной - здесь и по сей день живут мастера - умельцы, готовые выковать вам старинную монету, сплести кружевную салфетку или нарисовать ваш портрет. Домики не перестраивались и умудрились дойти до нас в своем первозданном виде, хотя раньше их было больше. Как говориться в чешской сказке, "раньше короли были богаче, а принцессы - красивее". В конце Златой Улочки стоит дом "у последнего фонаря, видный только в тумане, да и то счастливцам". Днем, говорят, на его месте лежит большой серый камень, а под ним клад. Кстати, в 1916 году в доме № 22 поселится Франц Кафка.
Но вернемся к привидениям и легендам. Джон Ди, английский дворянин, из бедного, но гордого рода, с детства проявлял интерес к магии. Предсказав юной Елизавете, что она взойдет на трон, Ди стал ее придворным астрологом. На этом посту он предугадал вторжение Непобедимой Армады, а так же предсказал успешный поиск Нового Света, снабжания мореходов, в частности, Фрэнсиса Дрейка, навигационными приборами собственного изобретения. Однажды, обратив внимание на таинственный непрекращающийся стук, Ди решил, что это ангелы стучатся к нему в дверь. Чтобы облегчить им задачу, он решил провести сеанс магической связи. Ангелы не отвечали, пока в дверь к нему не постучался Эдвард Келли.
Эдвард Келли - гадатель по трупам и фальшивомонетчик. За второе ему отрезали и он был вынужден носить длинные волосы, чтобы скрыть уродство. Однажды он купил у бродяги две шкатулки - с белой и алой пудрой, превращающей свинец в серебро, а олово - в золото. Впридачу Келли получил "Книгу Дунстана" с рецептами приготовления алхимической пудры. Книга была зашифрована и Келли отправился к Ди. Будучи прекрасным медиумом, и через него ангелы сказали Ди перебраться в Прагу на Златую Улочку. Прибыв к императору Рудольфу ll, Ди сказал: "Ангелы Бога истиного явились мне, дабы я упрекнул вас заваши грехи". Рудольф, однако, не покарал пришельца, глядя, как он вместе с Келли совершает трасмутацию. Когда попытки короля выманить у них книгу и пудру не увенчались успехом, Рудольф выделил им помещение в доме по "Улочке алхимиков" под номером 13 и щедро осыпал дарами. Келли обезумел от неожиданного богатства и забросил опыты, а Ди безуспешно пытался понять шифр книги. Но через три года Елизавета отозвала Джона Ди назад в Англию.
Келли предпочел остаться в Праге, обладая баронским титулом. но вскоре пудра закончилась, а Келли так и не смог прочесть "Книгу Дунстана". Разгневанный Рудольф заточил алхимика в неприступный замок Крживоклав, где тот погиб при попытке к бегству в 1595 году, сверзившись со стены. Ди скончался в Англии на восемь лет пережив Келли и а пять - Елизавету. Умер он в нищете, но с улыбкой, надеясь за чертой смерти встреть ангелов.
Кстати, совсем забыл сказать об одном занимательном привидении в доме номер 13. Келли. промытвая деньги в кабаках и играя в карты, все-таки не забывал про свои опыты и вопреки приказу Рудольфа, применял в своих исследованиях кровь замученного человека. В то время, когда Иквизиция протянула свою костлявую руку над Европой, алхимия была под угрозой исчезновения, как богомерзвое занятие и только покровительствование короля дало Келли возможность жить в Праге. Так вот, когда пан Эдвард искал филосовский камень. способный дать бессмертие тому, кто, цитирую его дневник " выпьет кровь замученного пытками, вкушая камень филосовский, обретет жизнь вечную и способность обращать предметы в золото одним прикосновением". Когда на землю опустилась тьма и Келли было отбыл в царство Морфея, пытаемый сошел с дыбы и грозя перепуганному алхимику прозрачным мечом, напророчил ему скорую и страшную смерть от " камней, вонзившихся в плоть его и разодравших ее..." В холодном поту Келли проснулся и первым делом бросился в кабинет. Рядом с телом пытуемого гoрели два кровавых глаза и свет луны блестел на призрачном клинке. На следующее утро Келли приказа очистить его дом от скверны и похоронить человека на территории монастыря. Ночь провел он в молениях, но призрак не уходил из его дома, а вскоре и сам алхимик навеки покинул наш мир...