[Пражский град] [Старо место] [Вышеград] [Староместская площадь]




Староместская площадь



Прямо напротив выхода с Целетной улицы на Старую площадь сотни зевак, как магнит, притягивают главные часы Чехии - Орлой (Orlqj). С 8.оо до ао.оо над ними открываются два небольших окошка, в которых по очереди появляются двенадцать апостолов. Чуть ниже оживают еще четыре персонажа: скелет одной рукой переворачивает песочные часы, а другой трясет колокольчик, кивая в сторону турка, который качает головой; гордец смотрится в зеркало, а еврей, по соображениям политкорректности замененный после войны на купца, звенит кошельком с деньгами. Как только пройдет процессия из апостолов и прокричит петух, колокола на башне отбивают полный час. Туристы сопровождают ежечасный перформанс аплодисментами, а если толпа вдруг забудет похлопать, ей подадут пример официанты близлежащих ресторанов.

       

Боясь, как бы мастер и в самом деле не создал часы, лучше пражских, Карл lV приказал ослепить мастера. Прошли годы, Микулаш состарился и предчувствуя скорую смерть попросил своего ученика помочь ему поднятся на Староместскую башню. Там он приказал оставить его одного со своими часами - что он с ними сделал неизвестно, но часы остановились до 1490 года. Выйдя на крышу ратуши, мастер проклял корля Карла и прыгнул вниз. Падая, он предрек часам каждый день, после захода солнца напоминать людям о его гибели.

На самом деле часы изготовил в 1410 году мастер Микулаш из Кадани, который получил за это в подарок целый дом и много денег. Помогал ему профессор Карлова университета, астроном и математик Ондрей Шиндлер, бывший также личным императорским лекарем. Мастер Гануш эти часы не строил и не ломал, а лишь отремонтировал в 1490 году.

Фигуры апостолов в часах пару раз уже меняли. В последний раз в 1948 году скульптор Войта Сухард поставил новые взамен расстрелянных в мае 1945 года. На верхнем циферблате римскими цифрами обозначается среднеевропейское время, а арабскими - время старочешское. В Средние века сутки делили на 24 часа, считая от захода солнца. Таким образом, арабское число 24 всегда соответствует на римском циферблате часу заката. Темно-коричневый сектор часов соответствует ночи, светло-коричневый -предзакатным сумеркам и рассвету, голубой - дню. Маленькое золотое солнце, путешествуя по ним, показывает, где сейчас находится солнце настоящее. Другой кружочек показывает текущее положение Луны. Маленькая звездочка, пересекая кривые линии, отмечает звездное время. Кроме того, по этим часам можно определить дни равноденствия, планетарные часы и позицию Солнца в зодиаке. Поправку на летнее и зимнее время часы делать не умеют.

       

На нижнем циферблате - календарь, по которому можно определить день, месяц и знак зодиака. Ежемесячные события деревенской жизни на часах нарисовал в 1865 году папа современной чешской живописи Йозеф Манес. Этот циферблат поворачивается каждый день на один из своих 365 зубчиков. Оторвавшись от часов, замечаешь, что они висят на башне Старо месте кой ратуши (Siaromestskaradnice). Ратушу эту никто специально не строил, поэтому вида она немного дикого. В 1338 году, когда Ян Люксембургский даровал Старому Месту статус города, городская община выкупила дом у владельца, пристроила третий этаж и башню и, особенно не заморачи-ваясь, открыла в нем орган самоуправления. Дальше горожане тоже особенно не морочились - когда чиновники переставали помещаться в здании, докупались соседние дома. Теперь в них находится туристический офис и главный свадебный зал города, над реиессансным окном которого написано Praga CapuL Regni ("Прага - глава королевства"). Через готическую Дверь рядом с часами можно подняться на башню или попасть на какую-нибудь из проходящих в ратуше выставок.

Ряд домов слева от башни заканчивается домом "У минутым (dum U Minuty), расписанным граффито. По поводу на звания есть две версии. В соответствии с первой, в доме когда-то был магазинчик, который торговал "минутовым", то есть мелким, товаром. По второй, этим магазинчиком владели потомки голландца Минута, того самого, который в свое время купил у индейцев остров Манхэттен. Этот готический в основе дом xv века позже получил ренессансный фасад, который был обнаружен в начале хх века и отреставрирован. Из двух десятков пражских домов Кафки этот - самый красивый.

Перед ратушей в мостовой выложено белыми крестами место, где в 1621 году были казнены после поражения у Белой Горы 27 чешских дворян и горожан. Каждая казнь сопровождалась барабанной дробью. Жертвы выходили по рангам: первыми были казнены три свободных господина - граф Шликовкский Яхим Ондржей, Вацлав Будовец из Будова и Криштоф Гарант из Полжиц; за ними - семь рыцарей и 17 горожан. Их имена выбиты на доске, на стене рядом. Там же - бронзовый бюст Яна Желивского, казненного в ратуше в 1422 году.

       
       
Напротив башни ратуши на Староместской стоит вторая доминанта площади, храм Девы Марии перед Тыном (Раnnу Marie pred Tynem). Он выглядит, как замок ведьмы из диснеевского мультфильма, особенно ночью, когда черные башни теряются в черном небе. В отличие от большинства пражских церквей, эта сохранила готический облик xiv века и не подвергалась позднейшим барочным перестройкам. В начале xvi века гуситы сделали из него свой главный храм. На фасад водрузили статую гуситского короля Иржи из Подебрад и золотую чашу - символ борьбы за возможность для мирян причащаться не только хлебом, но и вином, как священники. После поражения гуситов на место Иржи поставили Деву Марию, а из чаши сделали ей нимб. Главный алтарь и интерьер церкви расписывал один из художников двора, певец официоза Шкрета. Скульптуры для алтаря святого Вацлава справа от входа делал Бендл. В боковом нефе стоит готическая Мадонна с Иисусом, а в его конце есть ниша с консолями в виде голов короля и королы. В храме были похоронены те дворянские головы, которые провисели десять лет на башне Карлова моста, и, по легенде, сердце Иржи с Подебрад (тело его лежит в соборе Святого Вита). За готическим амвоном под мраморным надгробием покоится придворный астроном Рудольфа и Тихо де Браге.

Стоящий в центре площади памятник Яну Гусу работы Шалуна был открыт в 1915 году, к пятисотой годовщине сожжения проповедника. На ступеньках у Гуса раньше любили передохнуть молодые люди, приезжавшие с рюкзаками со всех концов Европы.

       
Ян Гус никогда не выдвигал двух основных гуситских требований: причащения мирян вином И проведения служб на славянском языке. Их выдвинули уже после его смерти Ян Желивский и другие чешские проповедники. Начитавшийся сочинений англичанина Джона Уитклифа, убежденный католик Гус хотел "просто" реформировать Церковь. В своих проповедях в Вифлеемской часовне он призывал отменить продажу индульгенций и не торговать церковными должностями за деньги. Кроме того, Гус считал, что основателем Церкви является не святой Петр, а, Христос, и что высшим авторитетом для верующего является Священное Писание, а не папа. Все это и особенно то, что он критиковал распущенность и жадность священников, снискало ему огромную популярность и благосклонность короля Вацлава iv, который и сам был большим сканда- листом. В 1489-М Вацлав даже назначил Гуса ректором Карлова университета - до него эту должность занимали только немцы. Католическая церковь, наоборот, Гуса люто возненавидела. Пражский архиепископ Збинька с помощью папы добился запрещения его проповедей. Гус на запрет наплевал, и в конце концов терпение Рима лопнуло. Католическая церковь пригрозила приостановить все богослужения в Праге, и Гусу пришлось уехать из города. Но и скитаясь по замкам своих почитателей, Гус продолжал проповедовать. В 1414 году из Рима Гусу пришло приглашение изложить свои взгляды на церковном соборе в Констанце. Новый чешский король Сигизмуцд и папа гарантировали Гусу безопасность. Однако сразу же по прибытии его схватили, посадили под замок и вскорости сожгли. Когда зажгли дрова, Гус запел: "Иисус Христос, сын бога живого, помилуй меня".

Огороженный Тынский двор Унгельт (Ungelt) был сооружен для иностранных купцов, приезжающих торговать в Прагу. Караванам предлагали охрану, комнаты и склады, а за гостеприимство двор брал с купцов таможенный сбор. Пражане называли это место "'Веселым двором": кутили купцы на широкую ногу. Сейчас на территории Унгельта несколько магазинов с сувенирной продукцией, бары и дорогой рыбный ресторан Rybi trh, где потенциальный обед плавает в большом аквариуме, ожидая, когда в него ткнут пальцем.

Слева от выхода из Тынского двора на Малой Штупартской улице (Mala Stupartska) темнеет барочная церковь Святого Иакова (sv. Jakuba), часть бывшего монастыря францисканцев-миноритов. В i6n году, когда Прагу заняли прусские войска, отдельные несознательные граждане решили воспользоваться ситуацией и помародерствовать. Сознательные граждане, напротив, защищали от грабителей церковное имущество. Церковь Святого Иакова решила охранять пражская гильдия мясников. Один мясник Томаш поддался уговорам любовницы и остался дома, в постели. С тех пор, даже мертвого, его мучает совесть. По ночам его привидение с огромным топором ходит вокруг церкви, высматривая потенциальных вандалов.

Внутри церкви - алтарь (больше только в соборе Святого Вита), а у входа в железной клети лежит иссохшая человеческая кисть. Это Дева Мария схватила за руку вора, посягнувшего на ее драгоценности; подоспевшей охране пришлось конечность отрубить, так как вытащить было невозможно. На хорах церкви сохранился самый большой и старый чешский орган (1705): благодаря ему, а также особенностям акустики здания здесь проходят одни из лучших органных концертов. В свое время здесь играл и Антонин Дворжак. Гольц, умер, лишь чуть-чуть не дожив до окончания дворца, и вдова продала дворец графу Кинскому. После очистки фасада дома "У каменного колокола" он выпирает вперед еще больше, чем прежде.

В xix веке во дворце была немецкая гимназия, где учился молодой Кафка, а позже нижние этажи арендовал его отец для своего галантерейного магазина. С балкона в 1948 году Готвальд провозгласил приход к власти коммунистов и призвал народ к бдительности и готовности дать отпор реакционным силам. А сейчас здесь расположилась графическая коллекция Национальной галереи.

Третий храм на площади - барочная церковь Святого Николая (sv. Mikulas). Закладывали ее немецкие купцы в хш веке, перестраивал Динценхофер в 1702 году. В 1871 году Австрия, искавшая тогда союза с Россией, подарила храм Русской православной церкви. Сейчас церковь принадлежит чехословацким гуситам, но по большим праздникам там проводятся православные богослужения

Сайт создан в системе uCoz