[Пражский град] [Старо место] [Вышеград] [Белая гора] [Староместская площадь]



Вышеград





Если идти от метро, в крепость можно попасть через Таборские ворота (Taborska brana), построенные в стиле раннего барокко в рамках общего плана Габсбургов по возведению фортификаций. Около ворот - туристический информационный центр и кафе. Второй вход в крепость - Леопольдовы ворота (Leopoldova brana) 1678 года. Между воротами раньше было пустое пространство, где предполагалось мочить врага, прорвавшегося через первую линию обороны. Слева во рву теперь теннисные корты. Посередине - остатки готических ворот времен Карла IV, а рядом находится часть крепостной стены того же времени (140 м).

Таборские ворота

Легенды, связанные с Вышеградом, проливают свет на истоки государства Пржемысловичей и прославляют эту правящую династию. Благодаря им, Вышеград стал одним из наиболее памятных мест чешского народа. Современные археологические раскопки показали, что вышеградское городище возникло раньше городища на левом берегу Влтавы, из которого образовался Пражский Град. Несомненно, однако, что Вышеград играл существенную роль в начальном периоде истории чехов. Вышеград возник как укрепленное городище приблизительно в 10 веке. Первым неоспоримым свидетельством этого являются пршемысловские динары Болеслава-II, которые чеканили на здешнем монетном дворе в середине 10 века.

Король Вратислав II (1061-1092 гг., с 1085 г. - избран королем Чехии и Польши) даже перенес свою резиденцию из Града в Вышеград, где заложил церковный капитул, ставший ведущим центром образования того времени. Он усовершенствовал укрепления града и построил каменный дворец, соответствующий амбициям чешских правителей. В конце XI в., в эпоху Вратислава II, на скале уже возвышался каменный романский дворец, а рядом с ним базилика св.Петра и Павла, базилика св.Лаврентия (почти не дошли до наших дней) и ротонда св.Мартина, самая древняя сохранившаяся романская ротонда на территории Праги.Строительство, начатое Вратиславом, продолжил князь Собеслав-II. Он заботился об украшении храмов произведениями искусства и поднял общественный престиж Вышеграда. Но после его смерти в 1140 г. значение Вышеграда упало.

Былую славу Вышеграда попытался возродить Карл IV, который обновил королевский дворец в готическом стиле и построил новые крепостные укрепления, соединив их с укреплениями Нового Города. Согласно ритуалу, коронационной церемонии, именно отсюда выходила торжественная процессия короля, вступающего на престол, что было данью уважения к предкам династии, с которыми Карл-IV был связан по материнской линии. Отсюда, из Вышеграда, началось коронационное шествие чешских королей и продолжалось по Новому Городу, Старому Городу и Малой Стороне, так называемая Королевская дорога в Пражский Град.

В период гуситских войн, когда Вышеград в 1420 г. сдался пражанам, почти все его здания были разрушены и некогда славный город опустел.

Начиная с середины 17 века Вышеград постепенно превращается в крепость в стиле барокко, где был размещен военный гарнизон, в руках которого он находился вплоть до 1911 года, когда его передали в ведение городских властей.

Чертов столб

Ротонда Святого Мартина Милостивого (rotunda sv. Martina) за Леопольдовыми воротами - самая древняя из пражских ротонд, она помнит еще Вратислава I. За почти тысячелетнее существование ротонда побывала и пороховой башней, и просто складом. Ротонда была построена в 1100 году и тогда, по всей видимости, вокруг нее было небольшое кладбище. В ходе гуситских войн в 1420 году ротонда была сильно повреждена, ограблена, а в 1523 вовсе сожжена. В момент бомбардировки Праги прусскими войсками в 1735 году здание было опять повреждено - до сих пор в стене можно видеть пушечное ядро. Нынешний вид ротонда - результат перестройки ее в 1870 году, ставшей eдинственной серьезной перестройкой, когда западный вход был замурован, а с юга был сделан новый, в неороманском стиле.

У ротонды дорога раздваивается. За Святым Мартином стоит барочная капелла Девы Марии в Крепости (kaple Panny Marie v hradbach), построенная в 1748 году, а перед ней чумной столб с цветной мозаикой, изображающей святых покровителей Чехии (1882). Рядом с часовней остатки церкви Усекновения Главы Иоанна Предтечи XIV века, снесенной Габсбургами в военных целях. Первоначально готическая капелла, посвященная св. Кресту, относящеяся к середине 14 столетия, имела два нефа и ее амвон был выдвинут из средневековой крепостной стены. Костел был перестроен в середине XV столетия и через 100 лет сгорел во время пожара. С 1735 году он стал хранителем статуи Девы Марии Лоретанской, вырезанной Симоном Талером. В 1787 году костел был закрыт, потом разграблен и разрушен. Нынешний необарочный облик капелла обрела в 1933 году.

купальня княжны Либуши

Если же свернуть у ротонды налево, то там будет резиденция капитула, Новое деканство (Nove dekanstvi), построенное в 1879 году. В нем размещена экспозиция, освещающая историю Вышеграда, и библиотека капитула. В зимнем саду Деканства можно видеть три обломка столба, называемого Чертовым, с которым связана легенда о настоятеле вышеградского храма и черте, поступившем к нему в услужение, чтобы заполучить его душу. Когда пришло время настоятелю отправляться в ад, он попросил дьявола о последней услуге: принести из Рима мраморный столб, причем в сжатые сроки, пока настоятель не отслужит молитву. Святой Петр внял мольбам настоятеля и над Адриатикой три раза выбивал колонну из чертовых лап, так что в срок черт не уложился душа настоятеля была спасена. Раздосадованный бес в сердцах швырнул колонну, и она развалилась на три куска. Современные исследователи, правда, к традиционной версии происхождения обломков относятся скептически: это либо остатки солнечных часов, либо одна из опор романской базилики, стоявшей когда-то на месте храма.

Останки базилики Святого Лаврентия (bazilika sv. Vavrince), стоявшей между улицами К Ротунде и Собеславовой, закрыты на ключ, который можно взять в окне буфета поблизости. Осмотр фундамента с остатками романской фрески выйдет по 10 Kc с носа. Базилика была построена при Вратиславе II во второй половине XI века как приходская церковь Вышеграда, а позже разрушена гуситами под горячую руку. Парк перед историческим фундаментом скрывает четыре скульптуры, которые, как вратари, поставлены по оба конца парка. Это памятники работы Мыслбека, которые раньше стояли на мосту Палацкого на Смихове, а с 1948 года нашли свой покой на Вышеграде. Изображают они попарно чешских легендарных героев: Люмира и Писени, Цтирада и Шарку, Забоя и Славоя. В 1978 году к ним присоединились Пршемысл и Либуше, пострадавшые во время бомбардировки Праги во время войны, но к тому времени восстановленные. Там же с бастионной стены можно видеть остатки так называемых Либушиных бань. На самом деле это и не Либушины, и не бани, а руины фортификаций XIV-XV столетия. Но утверждают, что это бани, в которых княжна Либуше веселилась с подругами. Одним из развлечений было скинуть во Влтаву через потайную дыру в полу бани недостойного любовника или просто нежеланного гостя.

Дева Мария Дождливая

В сквере возле капитула был установлен "чертов столб", который, по легенде, был доставлен на Вышеград самим дьяволом. Согласно преданию, дьявол поспорил с местным священником , что принесет столб из храма св. Петра и Павла в Риме на Вышеград быстрее, чем священник дослужит мессу. Падре при помощи св. Петра пари выиграл и черт злобно уронил столб над вышеградским храмом. Говорят, что разбитый потолок потом целыми годами не удавалось отремонтировать.

В скале под банями спрятан Либушин клад. Клад охраняет лев, так что попасть к нему можно только один раз в год - в Великую пятницу на Пасху. Под силу это только очень набожному человеку. Если решились - помните: что бы ни происходило у вас за спиной, не оглядываться. Один набожный человек вошел в скалу, но чем дальше он спускался, тем страшнее становились голоса за спиной. Кладоискатель все же дошел до сундука, на котором сидели черная собака и черный петух. Животные страшно кричали, но даже это не смутило упорного малого. Но заслышав вдруг за спиной голос родного брата, богобоязненный стяжатель оглянулся. Вернувшись обратно к кладу, он обнаружил перед собой скалу. Так что клад пока лежит нетронутым.

В той же скале живут рыцари, которые много столетий в боевой амуниции и с оседланными конями ждут сигнала. Это часть хитрого стратегического плана княжны Либуше: когда на Чехию обрушится самая страшная беда, она даст им знак, и рыцари придут стране на помощь. Пока же они пополняют свои ряды за счет утопленников из Влтавы. Поэтому говорят, что купаться под Вышеградом, особенно в День Петра и Павла, лучше не стоит. Еще в начале прошлого века рыбаки не желали вытаскивать в этот день из реки утопающих, опасаясь гнева рыцарей.

фреска, изображающая спор священника и черта

Над банями - здание Вышеградского музея, куда собирают местные исторические находки. Само здание - лишь малая часть бывшего здесь при Вратиславе королевского дворца. Под ним, в скале, воспетой целыми поколениями чешских поэтов, был проделан туннель. Это, кстати, всех очень расстроило, потому что во второй половине XIX века Вышеград выполнял для чехов роль некоего града Китежа - он, в противовес онемечившемуся Граду, стал символом чешского возрождения, поскольку именно отсюда, по легендам, началась Чехия. Ему посвящали стихи и картины. А тут его как-то техногенно дефлорировали

Капитульная церковь Святых Петра и Павла (sv. Petr a Pavel) тоже была заложена в третьей четверти XII века. По легенде, Вратислав специально посылал послов в Рим, получить благословение на постройку храма и внимательно изучить храм Святого Петра в Риме, на который собирался равняться. Папа не только благословил, но и послал в Прагу епископа, чтобы тот заложил краеугольный камень новой церкви.

ротонда святого Мартина

Над главным порталом находится неоготический тимпан (1902 года) работы скульптора Залешака, представляющий сцену Страшного Суда. Над двумя боковыми порталами в 1993 году были помещены две мозайки Шинделаржа, символизирующие Начало и Конец посредством греческих букв альфа и омега. Створки дверей оформлены гербами подвластных областей, чешскимильвами и моравскими орлами. Внутри костела хранится легендарный саркофаг св. Лонгина. По преданию саркофаг был захвачен гуситами и сброшен во Влтаву во время одной из гуситских войн. Тело святого затонуло, а каменный саркофаг плыл по поверхности реки. Так же известна картина, изображающая Деву Марию Дождливую, написанную в XIV веке на доске самим святым лукой. Именной к этой картине приходили паломники во время великой засухи в XVII веке и просили сохранить их неурожая и голодной смерти.

Вратислав сам участвовал в строительстве и на своих плечах вытащил из котлована 12 корзин земли, как это сделал когда-то император Константин. А потом своей же рукой положил 12 камней в основание церкви. Интерьер он велел украсить по образу и подобию римского собора. Правда, все это великолепие гуситы заботливо уничтожили. С тех пор храм не раз перестраивали, пока в 1885 году, пройдя все стили от романского до барокко, он не был окончательно перестроен в неоготическом. Над этим поработал архитектор Моцкер. В середине фасада - скульптуры Петра и Павла работы Хнатека. Алтарь с изображениями святых покровителей Чехии - произведение Кастнера в духе модерна. Внутренняя роспись храма - кисти Ф. и М.Урбановых, хотя все думают, что это Альфонс Муха: золотисто-зеленый модерн вполне в его духе.

На левой стене храма осталась небольшая барочная фреска, изображающая Вышеград в начале XV века. Так как написана она была на два столетия позже, за достоверность изображенного пейзажа никто ручаться не может. Еще там находится каменный романский саркофаг - так называемая гробница святого Лонгина, римского воина, который проткнул распятому Христу копьем левый бок, а позже стал ревностным христианином. На самом деле Лонгина в саркофаге нет, а останки, в нем хранящиеся, возможно, принадлежат кому-то из рода Пршемысловичей. В храме хранится и одна из жемчужин коллекции Рудольфа II - икона Девы Марии (алтарь у третьей ниши вправо), готическая реликвия 1355 года.

памятник святому Вацлаву

На самом деле останки, хранящиеся в саркофаге, скорее всего, принадлежат кому-то из Пржемысловичей. В храме можно видеть и одну из жемчужин коллекции Рудольфа II готическую икону Девы Марии 1355 года (алтарь у третьей ниши справа).

Слева от церкви вход на Вышеградское кладбище (Vysehradsky hrbitov). Его главную часть составляет Славин самое престижное кладбище в Праге, аналог Кремлевской стены. Но сюда кладут только творческую интеллигенцию, даже коммунисты не решались хоронить здесь своих. Из широко известных деятелей там похоронены поэты Врхлицкий и Неруда, врач и физиолог Пуркинье, скульпторы Мыслбек и Кафка, архитектор Гочар, художник Муха, композитор Дворжак, изобретатель Кржижек, нобелевский лауреат физик Гейровский. Однако композитор Сметана, писатель Чапек и мыслитель Риегр лежат не на аллее славы, а просто на оставшемся пятачке кладбища.

В Шульцевых садах за кладбищем стоит копия памятника святому Вацлаву 1678 года. Как и новый монумент на Вацлаваке, он конный, но здесь конь, несущий усталого, но торжествующего всадника, более похож на перекормленного пони, чем на боевого рысака