[Пражский град] [Старо место] [Вышеград] [Белая гора] [Староместская площадь]



Старо Место



       Вид на Старе Место

Здесь, в Граде, сосредоточено немыслимое количество дворцов: Летний королевский, Шварценбергский, Архиепископский, Тосканский, Чернинский... Все они относятся к ренессансному, либо барочному периодам и представляют особый интерес для тех, кого околдовывает светская надменность Питера. Мы же с вами спустимся по старой дворцовой лестнице к набережной Влтавы и еще одному шедевру готического строительного искусства - Карлову мосту (1357г.). Всего в Праге 18 мостов, но самым древним, самым красивым и самым романтическим является Карлов мост. Одна из его особенностей заключается в том, что он представляет собой галерею скульптур святых под открытым небом. Их тридцать: смиренных и порывистых, задумчивых и экзальтированных. Поздним вечером, когда спустившаяся с холмов ночь разгоняет гомонливую, пеструю толпу туристов и затягивает реку призрачным туманом мост особенно величественен и таинственен, во многом благодаря своим башням, находящимся по оба его конца и превращающим мост в своеобразную крепость. Пройдя по мосту на другой берег, вы оказываетесь у Староместской мостовой башни, построенной около 1380 года. Это красивейший образец башенных построек в Европе. В средние века она служила входом из Малой Страны (западного района Праги) в одну из самых древних частей города - Старо Место.

На восточном фасаде башни находятся гербы земель, которыми владела династия Люксембургов. В первом ярусе расположены скульптуры сидящих правителей: Карла IV и Вацлава IV. Между ними - покровитель моста и всей римской империи - святой Вит. В нишах второго яруса - скульптуры покровителей Чехии: святого Войтеха и святого Сигизмунда.

       Крест св. Яна Непомуцкого
Самая старая и популяная статуя Карлового Моста изображает святого Яна Непомуцкого. Во время работы над этой статуей лютеранину Яну Брокоффу явился Дух Святого и обратил его в католичество. Вокруг головы святого - пять золотых звезд, по преданию, появившехся над водой в том месте, где его утопили за отказ раскрытия тайны исповеди. Когда тело святого извлекли из воды, то единственной нетленной его частью был язык. Если немного отойти от статуи, то на мосту вы найдете бронзовый крест, отполированный до блеска руками туристов. Прикоснувшись пальцами к каждой из звезд и встав на не менее блестящий бронзовый гвоздь, на котором стоял святой, вы должны загадать самое заветное желание. Потом, ни говоря ни слова, вы должны вернуться к статуи святого и прикоснуться к барельефу, изображающего его утопление, повторив свое желание.
p.s. к слову - я в Праге побывал третий раз и каждый раз перед отъездом я просил святого благославить жизненный путь и вновь вернуть меня в Прагу. Легенды иногда говорят правду

Неподалеку от Уезда перекинулся через Влтаву мост Легии, бывший мост Франца-Иосифа.
       Чертовка. Мельница Хуть

Мост проходит над Стрелецким островом, носищям это название с XVl века, когда здесь поселились пражские стрельцы. Летом в кинотеарте под открытом небом каждый вечер показывают кино, а по выходным проводят концерты. Учебный год в мае заканчивается веселой пьянкой Майолес: ряженые студенты гуляют толпами по Праге в направлении Стрелецкого острова, где потом выбирают короля и королеву праздника.

Пройдя по маленькой улочке Ржични мы попадем на остров Кампа. Этот остров называется так с 1770 года, и из множества догадок о происхождении названия самой правдоподобной выглядит та, что он был назван по имена Тихона Гансгеба из Кампы, у которого та был дом. Другая версия гласит, что остров получил название благодаря испанцам, которые строили здесь военные лагеря (campa). То, что Кампа - остров, понять сразу сложно. Островом его делает проток Чертовка.

Название "Чертовка" происходит от одной злобной бабы, досаждавшей всем вокруг. Как-то раз она попросила художника нарисовать на фасаде ее дома фреску, на которой должно было быть изображено семь чертей. Художнику, видимо, она сильно досадила, так что вместо семи чертей, он нарисовал шесть, подразумевая под седьмым саму хозяйку.

Достопримечательностей на Кампе немного. Есть водяная мельница Хуть с деревянным колесом, стоящая на Чертовке с 1293-го года. Правда нынешнее колесо несколько моложе - XV века - и перестроено в раннебарочном стиле.

Пройдя сквозь мостовую башню, мы вступаем в самое сердце Праги - Старое Место. Свернув левее мы окажемся в одном из наиболее интересных районов города - еврейском гетто (Еврейский город Йозефов). Это уникальное место, как по своей архитектуре, так и по особой атмосфере, пронизаной мистикой и романтикой средневековья. С еврейским районом связано множество мифов и сказок, самой известной из которых является история раввина Лёва и созданного им из глины Голема. Настоящее имя этого выдающегося человека - Иегуда бен Безалел. Он был главным раввином еврейской общины, написал пятнадцать произведений философско-религиозного характера. По легенде даже Карл IV не раз обращался к мудрому еврею за советом. Самым же известным деянием раввина Лёва было сотворение из глины искуственного человека - Голема.

Семь дней готовились раввин Лёв, его зять и его ученик к удивительному свершению, на седьмой день по обычаю предков они выкупались в еврейской бане, оделись во все белое и с молитвой на устах пустились в путь за пределы города. Пробил четвертый час по полуночи, в эту пору тьма густа, как перед сотворением мира. За городом, на берегу Влтавы они нашли место, где было много влажной глины, принесенной течением с гор, и еще никем не тронутой. Раввин Лёв с зятем и учеником зажгли факел и долго молились, повторяя псалмы. Из податливой глины слепили фигуру человека в три локтя длиной, положили ее на земь и осторожными движениями пальцев обозначили рот, нос, глаза и уши, придали глине форму человеческих рук и ног, и кистей рук с пальцами. И вот, наконец, перед ними лежала фигура голема, похожая на человека, спящего на спине. - Ты представляешь стихию огня, - сказал раввин Лёв зятю, - обойди вокруг лежащего голема семь раз, повторяя изречение, которое я для тебя сочинил. Зять раввина начал ходить вокруг голема, звонким голосом повторяя изречение. Обошел первый круг - голем обсох, а когда обошел в третий раз, от голема уже исходило тепло, когда же он заканчивал седьмой еруг, от голема исходил жар, он накалился до красна, как железо на кузнечном горне. Затем раввин велел своему ученику, который представлял стихию воды, тоже семь раз обойти вокруг лежащего голема, повторяя изречение. Ученик исполнил его волю. При первом же круге красный отсвет големова тела погас, после третьего круга с его поверхности поднялось облачко пара, тело увлажнилось, во время последующих кругов на пальцах выросли ногти, голову покрыли волосы, кожа обрела тускловатый человеческий оттенок. Фигурой и всем внешним видом голем походил на тридцатилетнего мужчину.
       Староновая синагога
Потом семь раз обошел вокруг голема сам раввин Лёв. После седьмого круга он раскрыл голему рот и сунул ему под язык шем, пергаментный листок с тайной колдовской запиской. Под конец раввин, его зять и ученик поклонились на все четыре стороны света и хором произнесли: - Господь сотворил человека из земной глины и вдохнул в его лицо дыхание жизни. После этих слов в глине, из которой был сотворен голем, пробудилась жизнь: огонь, вода и воздух разбудили голема. Он вздохнул, открыл глаза и с удивлением стал рассматривать тех, кто вызвал его к жизни. - Встань, - приказал раввин Лёв. И голем поднялся с земли, как поднимаются люди, после долгого сна, распрямился и встал перед своими создателями.
На лбу голема равин написал слово "эмэт", что значит истина, а в рот вложил бумажку с заданием. Днем голем помогал раввину, да и всему гетто, по хозяйству. Ночью патрулировал еврейский квартал, отпугивая погромщиков. Каждую пятницу, перед Шаббатом, раввин вынимал бумажку изо рта. Но однажды забыл. Голем впал в безумство и начал крушить все подряд. Вызванный Лёв сумел стереть одну букву со лба чудовища. Получилось слово "мэт" - смерть. Голем рухнул к ногам создателя и рассыпался на куски. Раввин сложил куски где-то в синагоге "Старая школа" и запретил евреям подходить к ним. Через несколько лет любопытный сиудент все же нашел обломки голема и опять приписал букву "э". Голем начал оживать, юноша испугался, букву стер и был раздавлен свалившейся на него глиняной глыбой. После этого раввин вновь перепрятал Голема так, что никто не может найти его уже 400 лет, хотя ищут многие.

Здесь, в еврейском квартале, находится самая древняя сохранившаяся синагога в центральной Европе - Староновая синагога. Она была построена в XIII веке, и являет собой яркий пример строгости и аскетичности раннеготического стиля в архитектуре. Это простая, вытянутая постройка с высокой двускатной крышей, с трех сторон окруженная пристройками женских нефов. Интерьер представляет собой двухнефный объем, перекрытый шестью парусами нервюрных сводов, опирающихся на два мощных столба. Здесь сохранилось первоначальное, по окружности стен, расположение сидений, обращенных к центру, где находится возвышение с пюпитром для чтения торы. Скамейка под номеро 1, над которой нарисована звезда Давида, по легнде, принадлежала рабби Лёву, а где-то внутри синагоги должны хранится останки голема. Это возвышение отделено декоративной позднеготической решеткой. А прямо напротив возвышается Майлзова синагога (1592), построенная в качестве личной синагоги старосты гетто Мордыхая Майлза, придворного и финансиста императора Рудольфа II. В свое время эта постройка поражала своими размерами и великолепием.В 1689 году синагога сильно пострадала от пожара, и была восстановлена в сильно уменьшенном виде. В 1892-1905 годах она была перестроена в псевдоготическом стиле.

Неподалеку от Клаусовой синагоги находится Староеврейкое кладбище, посетить которое, так же как и Староместскую площадь, - священный долг каждого туриста. Хотя, мой вам совет, - можно просто посмотреть через ограду, не платя за вход 500 Кс. на крошечной клочке земли умещаются более 12000 надгробий; все они появились здесь с 1539 по 1787 года, а потом дальнейшее использование кладбища было запрещено. Здесь же, среди ткачей и торговцев, спят Мордехай Майзел (1528-1601) и рабби Лёв (1512-1609). Места не хватало, а по еврейской традиции нарушать покой мертвых было запрещено, так что приходилось хоронить одних поверх других. В некоторых частях кладбища подобные наслоения достигают десяти слоев!. На рельефах можно часто увидеть корону - символ доброго имени и мудрости, или грозь винограда - символ богатства, или животное, обозначавшее имя упосшего: лев - Иегуда, Арий; олень - Цеви, Хирш; волк - Зев, Вольф; медведь - Дов, Баер и так далее.

       Староеврейское кладбище
“Тихо и задумчиво опускается белесая пелена тумана на древние надгробья еврейского кладбища. Их тысячи, они тесно прижались друг к другу. Кто лежит под ними слой на слое, кто на долгие столетия обрел здесь покой? В полутьме мы видим вытесанные в камне древнееврейскую надпись и символический знак. Вот скрипка - здесь погребли музыканта, вот ножницы - могила портного, над могилой книгопечатника или учителя вытесана книга, над аптекарем - ступа с пестиком. Постепенно обозначения еврейских родов и имен скрываются во мраке, еще взметнулись к небу благословляющие руки рода еврейских раввинов, маленькие львы, широко расставившие лапы, заставляют вспомнить имя Иегуда, древнееврейское наименование льва, олени - древнееврейское имя Цеби, еще цветут каменные розы над могилами рода Розен, а изображение сцены из описания жизни в раю указывает на место, где вечным сном спит Ева. Каменные гроздья винограда прославляют мудрость и плодовитость. Надгробья из розового сливенецкого мрамора повлажнели от окутавшего их тумана и временами поблескивают, словно на их поверхности вздрагивает отражение догорающего давнего пожара. Те, кто бежал от пожаров еврейского города, и те, кто стал его жертвами, спят глубоко под землей. А с ними все, что произошло в их жизни, реальнось и мечты.”

    Уверен, вы проведете часы, зачарованно бродя по Староместу. Нет смысла описывать ту особую атмосферу ожившего средневековья, что окружит вас на улицах Праги. Эту особую, восхитительную магию можно лишь почувствовать, пережить, но нет таких слов, которыми можно было бы ее передать... И все же есть еще два места, которые мы с вами обязаны посетить, способные подчеркнуть неповторимость Праги, ее непередаваемое колдовство.